Противостояние Apple и Microsoft достойно эпических поэм. В последние годы, правда, компании слегка отстали друг от друга, доминируя каждая в своем отдельном сегменте рынка. Microsoft продолжает прочно удерживать свои позиции в мире персональных компьютеров, зато Apple нет равных на рынке смартфонов и планшетов.
И так получилось, что прямые конфронтации двух корпораций несколько потеряли в накале страстей. Несколько лет назад Apple даже отступилась от своей рекламной кампании Get a Mac (той, где было про «я Mac / я PC»). У каждой из компаний нынче есть свой стабильный источник дохода, и в целом в вступать в прямую конкуренцию в отдельных нишах им не обязательно.
Но скоро этот баланс будет нарушен. Обе корпорации собрались объединить десктопные и мобильные платформы в единое целое. Конечно, каждая из компаний будет при этом полагаться в первую очередь на свои сильные стороны. Десктопный лидер Microsoft собрался перенести Windows на мобильные платформы, а производитель культовых iPhone и iPad собрался открыть путь на «большие компьютеры» своей мобильной цифровой экосистеме.
Словом, все готово к следующей большой схватке двух гигантов. В этом году начинающие все больше и больше походить друг на друга Windows 8 и Windows Phone выйдут на ринг против идущих на сближение друг с другом OS X Mountain Lion и iOS. Столкновение двух «команд», начавших свой путь к одной точке из разных полюсов, неминуемо.
Первый раунд
Microsoft уже успела показать свое авангардное оружие — Windows 8, ситему, работающую как дестопами, так и с планшетами. При этом, планшетный и смартфонный интерфейсы будет очень похожи друг на друга. Эта смелая стратегия унификации функционала девайсов различных форм-факторов — пожалуй, самое значительное фундаментальное преобразование в мире Windows со времен релиза Windows 95.
Между тем, OS X 10.8 (Mountain Lion) продолжит идти заданным прошлом году курсом. В новой OS X появятся такие функции с iOS, как оповещения (Notifications), сообщения (Messages), напоминания (Reminders) и Game Center. Плюс различные платформы скрепит между собой сервис iCloud. Облачный сервис от Apple позволит компании конкурировать с Windows в плане простоты синхронизации; теперь iPhone и iPad будут синхронизироваться с новыми iMac или MacBook Air на раз-два.
Полярные силы
На десктопном поле у Microsoft есть огромное преимущество — цена. Вне зависимости от того, насколько популярны станут Mac’и, они все равно будут намного дороже среднего компьютера с Windows. Пока «Маки» не начнут повсеместно продавать по $500 или дешевле (впрочем, дешевле скорее всего не будет точно), Microsoft будет удерживать большую часть рынка. Многим покупателям нужно не нечто из ряда вон, а просто машина, выполняющая свои задачи и при этом не выедающая все денежные запасы. Чаще всего такая машина — это компьютер с Windows.
С другой стороны, сейчас Apple — властитель дум покупателей. Анонсы новых продуктов компании превратились в крупные события поп-культуры. Культовые девайсы Apple пользуются огромной народной любовью, до которой Microsoft еще пахать и пахать. iPhone и iPad стали наглядными примерами слияния технологии со стилем жизни в 21 веке. Apple не собирается упускать момент и хочет перенести свой успех на новые платформы, в том числе и Mac.
Первая доза
Есть у Apple и другой весомый козырь: десктопы и смартфоны — это два противоположных конца новой концепции «ОС всевластия», но более важную роль будет играть «связующее звено». Именно посредством оного пользователи будут знакомиться с различными полюсами одной экосистемы. На данный момент на этом цифровом экваторе доминирует именно Apple с ее iPad’ом.
Microsoft в курсе ситуации; компания старается прорваться на рынок планшетов, пока не стало слишком поздно. Компания надеется, что Windows 8 станет эдаким Гамельнским крысоловом, перетягивающим легионы покупателей на свою сторону.
Но перед Microsoft стоит весьма непростая задача. Единственный планшет помимо iPad, снискавший какую-никакую популярность, — это Kindle Fire (напрямую в общем-то с iPad и не конкурирующий). Amazon дуалость прийти к успеху путем создания бюджетной версии пресловутого iPad’а. Планшеты же с Windows 8 будут стоить отнюдь не по $200. Они, подобно девайсам на Android, будут брошены в лобовую атаку и попробуют составить Apple конкуренцию на ее домашнем «хай-эндовом» поле. У андроидных планшетов, напомним, война с эппловской продукцией как-то совсем не задалась.
Идеальное будущее по Microsoft
В будущем от Microsoft покупатели будут пользоваться десктопной Windows 8 и наслаждать Metro UI на W8-планшетах. iPad может в принципе даже остаться царем горы; задачу Microsoft можно считать выполненной, если Windows 8 не выкинет на обочину, но просто потеснит планшеты от Apple, пробьет кажущуюся сейчас нерушимой стену iPad и обратит взоры массового покупателя на «остальные планшеты». Если у Ms получится разрушить этот барьер, то шансы компании закрепиться на рынке и со временем превратить W8 в ведущую платформу значительно повысятся.
Выход Windows 8 на рынок будет сопровождаться масштабной рекламной кампанией Windows Phone. Несмотря на то, что технически W8 и WP8 – все-таки пока что разные платформы, интерфейс Metro унифицирует их в глазах покупателя. Успех планшетов (та самая первая доза) повлечет за собой успех смартфонов Windows Phone.
Microsoft вернет себе звание Царя горы, используя свою неоспоримую десктопную мощь, чтобы заставить мобильный мир играть по своим правилам.
Идеальное будущее по Apple
В будущем от Apple не поменяется решительно ничего: iPad продолжит быть номером один. Компания поведет пользователей к светлому завтра, где рынок планшетов стал больше, чем рынок ПК. На этом бой в общем-то и закончится, но Apple не упустит свою долю и на уменьшившимся в масштабах рынке ПК. Покупатели отвернутся от вторичных ультрабуков, а iPad послужит маяком, ведущим пользователей Windows в гавань сначала MacBook Air, а затем и MacBook Pro с iMac.
Microsoft начнет все больше отставать; компания все также будет уверенно держаться в своей нише, но о прежнем доминировании не будет идти и речи. С увяданием рынка ПК уменьшатся и доходы и MS. Попытки перехватить инициативу на мобильном рынке будут слишком слабыми и запоздалыми.
Будет ли в этой схватке победитель?
Конечно, полностью одна компания другую уничтожить не сможет. Даже если новая инициатива Microsoft на мобильном и планшетном рынках обернется полным фиаско, в течение ближайших пяти лет десктопный сектор вряд ли будет потерян. И наоборот, безоговорочно успешный старт Windows 8 не выкинет Apple с рынка.
К тому же, битва не будет скоротечной. Даже через два года ПК, смартфоны и компьютеры скорее всего будут выглядеть почти также, как и сейчас. Вот уже лет через десять цифровой ландшафт может измениться, причем радикально.
Вне зависимости от исхода поединка нас ждет увлекательное зрелище. А если еще встроить в картину вечного противостояния Microsoft и Apple еще и Google, то все становится совсем интересно. Будем же держать руку на пульсе!